Ученые: Турция — колыбель фермерства

Генетические «раскопки» на территории одной из самых древних деревень в центральной Анатолии показали, что первые фермеры Европы начали экспериментировать с агрикультурой и перешли к оседлому образу жизни на территории Турции, еще до миграции в Старый Свет, говорится в статье, опубликованной в журнале Current Biology.

«В деревне Бонджуклу, как мы выяснили, уровень генетического разнообразия был низким, на уровне охотников-собирателей того времени, что в принципе ожидаемо, учитывая то, что ее обитатели перестали вести бродячий образ жизни за несколько столетий до этого. Но на самом деле, они были прото-фермерами, которые еще не умели выращивать домашний скот. Поэтому собирательство было важным для ее жителей», — рассказывает Мехмет Сомель (Mehmet Somel) из Технического университета Ближнего Востока в Анкаре (Турция).

Сомель и его коллеги раскрыли генетические тайны одного из самых древних поселений фермеров на Земле и нашли неожиданные корни европейских фермерских традиций и современных жителей субконтинента, изучая останки людей, живших на территории стойбища Бонджуклу в центральной части Турции примерно 10,5 тысяч лет назад.

Бонджуклу считается сегодня одним из самых древних примеров почти идеально сохранившихся поселений первых фермеров Земли, которые, как считает большинство ученых, дали жизнь культурам и сельскохозяйственным традициям Европы и Ближнего Востока после миграции обитателей древних Турции и Ирана в новые для них регионы примерно 10-12 тысяч лет назад. Эта идея сегодня активно оспаривается генетиками, так как анализ ДНК указывает, что по крайней мере часть древних фермеров была родичами не европейцев, а жителей Южной Азии.

Скелет матери и ребенка. Болнджуклу
Проверяя одну из таких теорий, Сомель и его коллеги получили несколько образцов костей из Бонджуклу, извлекли из них «обрывки» ДНК, восстановили геномы обитателей деревни и сравнили их с тем, как были устроены ДНК первых жителей Европы, современных европейцев, а также других древних фермеров из местечка Тепеджик-Чифтлик, живших примерно 6 тысяч лет назад.

Это сравнение показало, что жители Бонджуклу мало в чем отличались с точки зрения генетического разнообразия от современных им охотников-собирателей в Европе. Это говорит о том, что они крайне недавно перешли к оседлому образу жизни и жили в небольших и замкнутых группах родственных друг другу людей.

Их «соседи» и родичи из Тепеджик-Чифтлик, освоившие секреты гончарного мастерства и скотоводства, отличались более высоким генетическим разнообразием, что приближало их к первым настоящим фермерам «плодородного полумесяца» и других уголков планеты. Это означает, что те культурные новации и ресурсы, которые были открыты обитателями Бонджуклу и другими прото-фермерами Анатолии, помогли им потомкам заметно увеличить свою численность и начать колонизировать регион.

Что интересно, геном и тех и других «древних турок» очень похож по своей структуре на ДНК современных жителей Европы и их древних предков, в том числе и на геном знаменитого альпийского «ледяного человека» Отци. Это говорит о том, что они, скорее всего, были предками современных европейцев, а также опровергает идею о быстрой миграции первых европейцев с Ближнего Востока в Европу, популярную сегодня среди генетиков.

Таким образом, можно сказать, что до того, как перейти через Босфор, будущие европейцы «учились» фермерскому искусству на протяжении нескольких тысяч лет в Турции, заключают ученые.

Источник: РИА Новости