Каковы масштабы зависимости Турции от Запада

Каковы масштабы зависимости Турции от Запада

Odatv.com / Барыш Достер (Barış Doster) — 14 февраля 2017

Турция, которая вслед за главами правительств Великобритании и Германии приняла главу ЦРУ, не может отойти от прозападной, проатлантистской, пронатовской политики. Известно, что на переговорах с зарубежными гостями на столе были новые требования: от Сирии до Кипра, от государственной системы до приватизации. Президентский режим и новая конституция тоже были в рамках этой программы. Турция, которая отдала Греции 152 участка земли в Эгейском море (18 из них имеют статус острова) и ушла с турецкой территории в Сирии, где находилась гробница Сулеймана Шаха, приносит в жертву и Кипр, закрома энергоресурсов. Империализм не щадит никого.

Например, председатель комиссии по расследованию причин оккупации Ирака, сэр Джон Чилкот (John Chilcot) старательно выискивал правду о том, какую позицию в ходе иракских событий занимал один из бывших премьер-министров Великобритании Тони Блэр (Tony Blair). Он написал книгу об империализме, дипломатии и разведке, в которой пришел к выводу, что военные действия не были последним средством. В ходе оккупации погибли 179 британских военных, и Блэр признал свою ответственность. Но Чилкот, который в течение семи лет работал над 12-томным докладом, следовал по пятам за Блэром. Чилкот прижал к стенке Блэра. Последний при даче показаний насчет оккупации был непоследователен, уклончив, признал некоторые свои просчеты и сказал: «На войне не обойтись без ошибок». Разнос, устроенный бывшему лидеру Великобритании, которая считается преданным стратегическим партнером США, не случаен. Точно так же, как не случаен выход Великобритании из ЕС…

Британская дипломатия, которая настолько искусна, что способна снять носок, не снимая ботинок, не допускает ошибок в таком фундаментальном вопросе. Ничего не остается на волю случая. Так, британский премьер-министр Мэй заявила, что Великобритания снова обсудит соглашение о таможенном союзе с ЕС, выйдет из единого европейского рынка, откажется от единой торговой политики и поэтапно выйдет из ЕС. Великобритания желает сохранить беспошлинную торговлю с ЕС, которая обеспечивала бы максимально возможный доступ к единому рынку. Кроме того, в Великобритании, которая намерена заключить соглашения о свободной торговле со всеми своими союзниками из разных регионов, прежде всего с США, не будут иметь силы решения Европейского суда по правам человека.

Турция видит эту тенденцию?

Вернемся к нашей стране… Мы часто повторяем: меняются потребности — меняются и союзы. И против каждого союза рождается новый союз. Исходя из этого, страны занимают свои позиции. Например, в то время как ЕС расширяется, Великобритания выходит из ЕС… Россия, с одной стороны, действует сообща с Китаем в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и блока БРИКС, с другой — предпринимает совместные действия с такими возглавляемыми ею структурами, как Евразийский экономический союз, Евразийское экономическое сообщество, Организация Договора о коллективной безопасности. По предложению России и с одобрения Китая Турция в 2017 году будет председательствовать в энергетическом клубе ШОС, в которой она является партнером по диалогу. В этом году ШОС готовится посадить за стол Индию и Пакистан в качестве стран-членов. Такой шаг ШОС, несмотря на конкуренцию между Индией и Китаем, напряженность в отношениях Индии и Пакистана, близость Индии с США и Великобританией, демонстрирует уровень доверия в этой организации. Заметим, что членство Индии продвигала Россия, а Пакистана — Китай. Помимо двух этих стран, также рассматривается полноправное членство Ирана.

Мы часто подчеркиваем: в наш политический, экономический, индустриальный, технологический век вес мира смещается с запада на восток, из Атлантики в Евразию. Россия обладает самыми обширными территориями в мире, она богата энергоресурсами… Китай — самая населенная страна земного шара, фабрика мира, вторая крупнейшая экономика… Индия — вторая по численности населения страна в мире, которая наряду с Китаем является одной из самых быстро растущих экономик, субконтинент, доля которого в потреблении мировой энергии стремительно увеличивается… Китай в противовес Всемирному банку и МВФ обращается к финансовой силе, инвестициям, а также элементам мягкой силы… В Банк БРИКС, уставной капитал которого составляет 100 миллиардов долларов, Китай инвестировал более 40 миллиардов долларов. Самый большой вклад в Банк ШОС — опять же из Китая. Для реализации проекта нового Шелкового пути, известного под названием «один пояс, один путь», Китай создал инвестиционный фонд Шелкового пути. На первом этапе он выделил 40 миллиардов долларов. Для реализации проекта, который охватывает крайне обширный регион, от Китая до России, от Турции до Балкан, от Испании до Германии, он сказал: «Не просите у меня денег, приходите ко мне с проектами».

При этом у Турции до сих пор нет комплексной, последовательной, целостной евразийской стратегии. Тем не менее Турция выступает как страна с крупнейшим производственным потенциалом в регионе, простирающемся от востока Германии до запада Китая. Товарооборот между Турцией и Китаем — 28 миллиардов долларов, при этом сальдо в пользу Китая. Экспорт Китая в Турцию в десять раз превышает объемы экспорта Турции в Китай. У Китая, который вкладывает больше всех инвестиций в мире, есть порядка 750 компаний в Турции.

Отношения зависимости носят структурный характер

Расчеты империализма в отношении нашего региона известны. То, какие террористические организации он использует в войнах чужими руками, тоже все видят. Помощь, которую в 1980-х годах США оказывали моджахедам, воевавшим против СССР в Афганистане, в дальнейшем породила «Аль-Каиду» (запрещена в РФ — прим. ред.). После Войны в Персидском заливе 1990-1991 годов США фактически отсекли север у Ирака. Оккупация Ирака в 2003 году еще более институционализировала эту структуру. Когда на вакуум власти в Ираке наслоилась ситуация, возникшая после гражданской войны, начавшейся в Сирии в 2011 году, в Ираке нашла точку опоры ИГИЛ, в Сирии — «ан-Нусра» (запрещена в РФ — прим. ред.).

На этом фоне Турция действует совместно со Свободной сирийской армией (ССА). Этой организации, у которой нет ни воли, ни умения воевать, Турция придает совершенно незаслуженное значение. Турция не видит, что, пока она поддерживает ССА, она не сможет построить доверительные отношения с Сирией, Ираном и Россией. Турция полагает, что такая ненадежная организация, как ССА, может справиться как с сирийскими силами, так и с террористической организацией ИГИЛ. И глубоко заблуждается. Именно поэтому операция «Щит Евфрата», которая является справедливой, правильной, легитимной, но, увы, запоздалой, несмотря на военные успехи, никак не может дать результат в политическом отношении. Это все потому, что у Турции нет четкой региональной политики. Она не может смело делать необходимые политические шаги. Она не в состоянии построить настоящую коммуникацию и сотрудничество со странами региона.

Вопрос исходит из знания. Чтобы найти правильный ответ, нужно правильно поставить вопрос. Давайте спросим: почему империализм, который оккупирует и делит разные страны мира, желает объединения Кипра? Почему Турция должна полностью уйти с острова, в то время как у Великобритании две базы на Южном Кипре (Агратур и Дикелья)? Почему Турция робеет повернуться к Евразии в период, когда Великобритания выходит из ЕС и наращивает свои торговые отношения с Китаем?

Опубликовано: 19 февраля 2017 в 17:26